Жанр: 3D Action
Издатель: Take 2 Interactive
Разработчик: Rockstar Games
Издатель в России: Бука
Мультиплеер: Увы! Обещания не сбылись!
Системные требования:
Небходимо: CPU 500Mhz, 128Mb, GeForce 2
Желательно: CPU 800Mhz, 256Mb, GeForce 3, 4
Вот и настало время следующей игры из серии Grand Theft Auto — Vice City! Мы, глубокие поклонники убийства и угона, ждали ее почти год! И, наконец... Игра, которая бьет рекорды продаж, уступая лишь вездесущей “Матрице” (Enter The Matrix). Игра, которая уже ворвалась в нашу жизнь подобно тунгусскому метеориту. Игра, которая прочно засела в тысячи геймерских сердец. Еще раз, встречайте — Vice City!

Пальмы! И море булькает... Бизнес!!!

Для начала одно замечание. Вы, наверное, знаете, что GTA: Vice City является чем-то вроде “новым GTA 3”. И хотя она является не сиквелом, не приквелом и, кстати говоря, даже не адд-оном, как считают многие, рассказывать о ней как об отдельной игре будет глупо. Если не играли в GTA 3, прочитайте обзор о нем, а потом приступите к нижестоящему тексту.
Действие игры разворачивается в конце 80-х годов в Америке, где-то неподалеку от Майами Бич. Восьмидесятые по-американски — это Рейган, неоновые вывески и новые, продвинутые тачки. Ляпота! Наш герой — Томми Версетти, недавно был правой рукой одного из братьев Форелли, контролирующих солидную часть Liberty City, — Санни. Почему был? Ох, эта история заслуживает премии на конкурсе “Мистер сюжет мыльной оперы” — до того уж слезливо! Итак... После некоторого совещания в Marco’s Bistro братьями Форелли было решено, что здесь, в Либерти, сложно добиться чего-то большего, поэтому Томми надо бы отправить на юг Флориды, в неоново-пасторальный городок Vice City, где пока еще относительно спокойно. И отправили! Но вот неудача — Томми со своими приятелями “лопухнулся” на первой же крупной сделке! 45 тысяч вечнозеленых, чемодан наркоты и дюжина спецназовцев по периметру — явный пример неудачного свершения дел. Партнеры Томми мертвы, ему удается сбежать, но проблемы не заканчиваются — Санни не верит тому, что наш герой в пропаже денег не виноват. Придется возвращать себе авторитет, а заодно и обустраивать жизнь... Как видите, наш герой — уже не мелкая сошка из GTA 3, которой бы убивать и получать за это деньги, а самостоятельный и “чиста, конкретный пацан!”. Разумеется, людям с такими характеристиками нельзя оставаться без имени, как это было во всех предыдущих играх серии. И уж конечно, он должен говорить! (Этого он также раньше не умел). Озвучка, кстати говоря, выполнена в GTA: Vice City на 5+. Томми озвучивал Рэй Лиотта — известный американский актер, снявшийся в таких фильмах, как John Q, Hannibal, Turbulence и многих других. С выбором именно его на главную своеобразную роль Rockstar явно не прогадала. Рэй просто великолепно передает эмоции и сущность плохого парня.

Раскачаем этот мир

Город Vice City — это отдельная графа. Мало того, что его величина — свыше четырех миллионов квадратных метров, что в два раза больше Либерти Сити, и что его планировка очень четко повторяет Майами, так еще и само его наполнение заставляет разинуть рот. Красивые неоновые вывески, великолепные архитектурные изощрения огромных особняков в соответствующей части города...
Да, кстати, весь Vice City состоит из трех районов города, как и Liberty, и открываются они так же постепенно, но, надо отметить гораздо быстрее, чем в GTA 3. Уже после десятка миссий вы сможете насладиться всей здешней красотой.
Но помимо увеличения общей площади города, возрос, скажем, его объем. Теперь вы можете исследовать внутреннее убранство многих зданий, будь то стриптиз-клуб, дискотека, кафе, супермаркет, отель или вообще — маяк. В связи с этим существенным нововведением разработчики подкинули нам целый набор миссий, происходящих внутри зданий или включающих одновременно погони по кварталам и визиты в дома горожан, увеселительные заведения и склады в индустриальной зоне.
Заселен Вайс-Сити гораздо плотнее, чем его предшественник из предыдущей части. Модели прохожих теперь более разнообразные, да и ведут себя “педестрианы” гораздо интереснее. Они спорят, дерутся, лихачат на дороге или даже удирают от полиции. Не могу сказать, что в GTA 3 ничего этого не было, но... так впечатляюще как сейчас — вряд ли. Прогуливаясь по тротуару, я даже один раз услышал мини-диалог проститутки и липнущего к ней парня: “Пойдем, пройдемся?..” — “Покажи деньги, козел!” — “Потом!” — “Без денег? Да пошел ты!” В Vice City возможно все — этот город живет своей жизнью.

Полет к новым мирам

Я, конечно, не считал сколько машин, вертолетов и самолетов в GTA: Vice City — слишком уж их много, но говорят, что около 120. Это против 50 в GTA 3! Здесь есть и старички, вроде Banshee, Sentinel и Stallion, так и новые не обкатанные “штучки”. Надо сказать, что помимо количественного улучшения транспорта, в Vice City ввели и качественное, если можно так выразиться. Модели многих автомобилей изменили (что далеко ходить — Sentinel) и довели до ума, некоторые просто подлатали соответственно по желаниям играющих.
Помимо наземного автопарка, существенные изменения произошли и с водным транспортом, ведь водное сообщение в Vice City налажено более чем прилично. Лодок теперь «чертова уйма»: и старые есть, и новые. Из новинок в основном спортивные лодки, которые, надо отметить, не просто различаются окраской, но и имеют совершенно разные характеристики. Одна, например, имеет прекрасную скорость, но управляемость у нее никакая. Другая же имеет несколько более низкую скорость, но зато не выглядит вожжами необъезженной кобылы в руках неопытного игрока.
Описание самых вкусных и сладких пряников, стало быть, Тульских, я оставил, как водится, на десерт. Барабанная дробь! В GTA: Vice City появились мотоциклы! Немного, правда, всего четыре вида, но, уж поверьте, с ними вам вряд ли придется скучать. Это стильный “Харлей”, это скоростной супербайк, это юркий мотороллер и это тарахтящий “песочник”. Естественно, разбиться на мотоцикле куда проще, чем на автомобиле (да-да, теперь тут возможно и такое!). Зато в плюсы железному коню можно записать его малые габариты, повышенную маневренность и возможность выполнять головокружительные трюки. Представьте себе выполнение “уникального прыжка” (их тоже сохранили в количестве 36 штук) через воду на одном только заднем колесе! Почему на одном? Ну, настоящие крутые парни гоняют только в позе “дыбы”…
Но на одних лишь мотоциклах Rockstar решили не останавливаться. Во-первых, в нашем распоряжении теперь есть и вертолеты. От небольшого малыша в виде капсулы с хвостом до огромного вооруженного “Апача”. Во-вторых, никто не запрещает пилотировать вам и “кукурузники” Додо, которых наконец-то вспомнил Бог и дал им крылья. А некоторых даже премировал водными лыжами вместо шасси, превратив их в самолеты-амфибии. Но если самолеты сажать посреди улицы, мягко говоря, неудобно, то с вертолетами дело обстоит гораздо проще. Нашли ровную крышу со значком “H” и присели. Одно только омрачает созерцание прекрасных пейзажей Vice City с высоты птичьего полета — не слишком удобное управление. К вертолетам еще как-то можно приспособиться, но к самолетам... Впрочем, полчаса свободного полета и воздух для вас — как дом.

Я убью тебя, лодочник! © Tommi Vercetti

Скажите, чем обычный среднестатический мафиози зарабатывает себе на пропитание? Правильно, разбоями, грабежами, рэкетирством, продажей наркотиков — короче, незаконными видами деятельности. Но, разумеется, ему для этого всегда бывает нужно оружие. Томми — не исключение. По сравнению с GTA 3 количество средств уничтожения стало больше почти в три раза. К сожалению, количественному увеличению подверглось по большей части только оружие ближнего боя. Из былых и ранее здесь присутствуют рукопашная и бита. А новинок просто куча: нож, отвертка, молоток, мачете, катана, тесак, дубинка копов и бензопила. Большинством из них вы, скорее всего, пользоваться не будете, но сам факт наличия такой веселой штуки как отвертка, которой можно проковырять животик мужичку в темном переулке, или еще лучше — бензопилы (ностальгия по Doom)… Но не одними “ближняками” пополнился GTA, хотя, как было отмечено выше, они составляют основной костяк. Из “огнестрелов” в Vice City присутствуют два вида пистолетов — подобие “Глока” и револьвер Python, три вида дробовиков, шесть автоматов — “Инграм”, Tec 9, MP5, M4, Калашников-подобный Kruger и монстр M60, а также несколько других видов оружия, не входящих в эти подгруппы, как то снайперская винтовка, гранаты, коктейл Молотова, гранатомет и выбор Терминатора — шестистволка. Кстати, оружие теперь делится на классы, так что все вам теперь унести не удастся. Кому-то это может не понравиться, но мне, лично, такое деление глубоко по боку. Ведь каждый вид подгруппы вполне удачно может заменить любой другой.

Средства проживания

В плане миссий в Vice City не очень далеко ушел от своего предшественника. Все задания, коих тут огромное количество, выполнять вам глубоко не обязательно. Конечно, в начале вам придется попотеть, чтобы, во-первых, открыть весь город, а во-вторых, сделать возможной покупку недвижимости (о ней несколько ниже). Но потом игрок волен делать все, что душе заблагорассудится. Хотя, даже если четко придерживаться сюжета, скучать не придется. Разработчики составили большой набор обязательных миссий, к каждой из которой всегда найдется парочка дополнительных. Мясных заданий стало на порядок больше. Прибавились и миссии по защите объекта от нападений извне и отстрелу супостатов с борта вертолета, катера и прочих средств передвижения. Всякие задания по транспортировке грузов, колесных средств и убийству неугодных людей никуда не делись. Что же касается сложности миссий, то, на мой взгляд, она не существенно, но все-таки возрасла. Есть миссии, которые по определению не могут быть простыми. Так они такими и не являются! В такие минуты самые труднопроходимые миссии в GTA 3 покажутся вам детским лепетом по сравнению с жестокими драмами, которые разыгрываются в Vice City. То бишь — в целом все просто, но коль наткнулись на мозгодробилку, закипания серого вещества не избежать. Может, оно и к лучшему, ведь многие (и ваш покорный слуга в том числе) нередко жаловались на излишнюю краткость “сторилайна” GTA 3.
Полиция изрядно поумнела, да и система распределения звездочек “Wanted” слегка изменилась. Полиция теперь метко стреляет по колесам, в результате чего те сдуваются, машина начинает чиркать брюхом по асфальту, дымиться и поддается управлению как-то нехотя. Тупым таранам теперь предаются только самоубийцы. Полиция предпочитает блокировать дороги заграждениями, шипами, перекрывать улицу машинами. Спецназ стал более настырным, а агенты ФБР научились конфисковывать быстроходные транспортные средства у рядовых горожан, устанавливать на них маячки и гонять за вами. Подкрепление спускается и с вертолетов на канатах, что представляет серьезную угрозу здоровью. А вот танки стали хлипкими и не выдерживают серии прямых попаданий из базуки.
Настрелявшись вдоволь и заработав кучу денег, игроки захотят узнать — а что, собственно, делать дальше? И тут на помощь приходит нововведение Rockstar — возможность покупать недвижимость. Причем это могут быть как дома, так и, к примеру, фабрики и клубы развлечений, которые впоследствии будут приносить вам море прибыли. Правда, в некоторых случаях потребуется сначала выполнить парочку миссий для того, чтобы свежеприобретенная фабрика начала нормально функционировать. Не каждый дом, разумеется, можно купить, но вам хватит. Практически в каждой части города есть, что приобрести. В каждом “есть, что” можно сохранять игру, а в некоторых особо шикарных особняках имеются гаражи (а то и несколько) для поставки туда краденых авто. Ну, а если вам довелось жить в гигантском домине, то вы рискуете так же заиметь себе вертолетную площадку на крыше или даже причал — место для катера или самолета-амфибии.

Технологический ликбез

Давайте поговорим немного о движке игры?
Жаль, но уж ему-то разработчики могли уделить побольше внимания, чего, как вы поняли, они не сделали. Да, Томми научили пригибаться, да, теперь покрышки у транспорта дырявятся, что было отмечено несколько выше, но... Этого мало. Первое — Томми не умеет ползать. Плохо? Конечно, плохо. Но не критично. Второе — он по-прежнему тонет на метровой глубине. Плохо? Конечно, плохо. И от себя добавлю — ужасно. Это просто нервирует, когда в городе пляжа и океана твой герой не может проплыть и метра...
Ладно, оставим грустное и поведаем еще парочку хорошеньких нововведений. Во-первых, людей теперь можно устранять и тогда, когда те сидят в автомобилях. Так что неуязвимых янки в авто более нет и не будет. Один выстрел из снайперской винтовки — и клиент готов. Во-вторых, сами потенциальные клиенты (читай: жители Vice City) теперь катаются по городу не по одиночке, а по двое или, в редких случаях, даже по трое. Жаль, что в игру не включили детскую часть населения Vice City. Причины мне, честно говоря, непонятны. Впрочем, все сразу от Rockstar мы требовать не можем. Подождем GTA 4, благо кое-какая информация о ней уже известна.
Далее... что касается графики. Увы и ах, но движок в игре остался прежним. Его, конечно же, немного доработали: увеличили количество полигонов в объектах города, добавили красивых источников света, эффектные отражающие поверхности, существенно усложненную работу с тенями и действительно активное использование текстур высокого качества, но сказать, что GTA: Vice City отличается разительной графикой достаточно сложно. Только не подумайте, что я имею что-либо против здешних живописных картинок. Ни в коем случае. Для игры с таким миром все просто отлично. Чего стоит только развивающаяся по ветру одежда при езде на мотоцикле? Или закаты Vice City? Они плохи? Нет. Как я уже сказал — марку держат.
Напоследок хотелось бы добавить парочку слов о звуковом и музыкальном сопровождении игры, ибо в этом плане Rockstar есть, чем похвастаться. Прежде всего, конечно, стоит сказать о музыке. В GTA: Vice City она, как и в GTA 3 представлена в виде радио. Но сколько же ее тут! Итак, 9 часов саунд-треков от известнейших ансамблей 80-х годов! В списке шлягеров такие вещи как: “You’ve Got Another Thing Coming” от Judas Priest, "The Message" от GrandMaster Flash, “Self Control” от Лауры Браниган, “Summer Madness” от Kool and the Gang, “I Ran” от Flock of Seagulls, “Out of Touch” от Hall & Oats и “I just died in your Arms” от Cutting Crew. Тем, кто знаком с мюзиклом тех времен, эти имена должны о многом говорить. Впрочем, если вы их видите впервые, то я могу вам посоветовать не отключать радио и заменять его на собственные MP3 — тутошние композиции, уж поверьте, стоят того, чтобы их послушать.
Звук. Он тоже не подкачал. Машины орут как истинные их аналоги, мотоциклы, как, впрочем, и любой другой транспорт, представленный в Vice City, тоже. Героев игры озвучивали 20 известнейших актеров Голливуда, некоторые из которых даже вряд ли нуждаются в представлении. Словом, при поддержке EAX вы будете ощущать себя в огромном, живущем своей жизнью городе. Это так. Вы уже там.

Честно говоря, я не думал, что GTA: Vice City сможет произвести такой фурор и бум, как GTA 3 год назад. Впрочем, этого и не произошло — чувствуется вторичность Vice City. Но это, естественно, не означает, что она плоха. Это просто еще одна GTA 3, достойная лавров предшественницы. Не удивительно, что она их получит. Не удивительно, что она получит даже больше — ведь это нечто более чем GTA 3. Это — GTA: Vice City.